Активисты Бюро расследований Общероссийского народного фронта предложили заинтересованным ведомствам, профессиональному сообществу охранных структур при методической поддержке Росгвардии и Генпрокуратуры РФ провести общероссийский мониторинг, чтобы проверить уровень обеспечения безопасности в детсадах, школах и других соцучреждениях. Данная инициатива была озвучена на минувшей неделе на площадке ОНФ за круглым столом, посвященном выявленным общественниками фактам демпинга на торгах при закупке услуг по охране образовательных учреждений.
Напомним, ранее активисты Бюро расследований ОНФ выявили ряд торгов на оказание услуг охраны, завершившихся со снижением стоимости услуг охраны вплоть до 79%. Именно поэтому общественники выступили с предложением проводить соответствующие закупки только в форме электронного конкурса, а также ключевым критерием сделать профессионализм сотрудников.
Участники круглого стола, среди которых были представители Прокуратуры РФ, Росгвардии, ФАС России, Минфин РФ, Федерального казначейства, Минпросвещения России, эксперты профессионального сообщества и отраслевых объединений очень ответственно и серьезно подошли к обсуждению острой социальной темы. Обсуждения затронули изменения законодательства, финансирование, выделяемое на услуги охраны, формирование зарплат сотрудников охранных предприятий, профессионализм, обучение и лицензирование их деятельности.
Координатор Бюро расследований, депутат Государственной Думы РФ Антон Гетта связал имеющиеся в отрасли проблемы с демпингом.
Есть примеры, когда в ходе закупок снижение цены доходит до 80%. Таким образом, якобы идет экономия выделенных из бюджета средств. Но мы не получаем охрану за эту цену. Нам не нужна такая экономия. Тем более, что по поручению Президента РФ государство изыскало возможность финансирования этой задачи.
Руководитель Бюро расследований Валерий Алексеев поддержал высказанное мнение:
Это очень странная экономия — экономия на детях и их безопасности. Кроме того, при наблюдаемых на торгах снижениях возникают вопросы к уплате налогов и возможности выплаты минимального размера оплаты труда.
Валерий Андреевич видит решение ситуации в отказе от аукционов, закупки по которым практически не имеют защиты от демпинга, и более широкому применению профессиональных стандартов. В Москве профессиональный стандарт в охране школ применяют уже несколько лет. Последовавшее улучшение качества охранных услуг отмечает регулятор, профессиональное сообщество, родительская общественность. Значительно выросло количество предотвращенных коммунальных аварий, пожаров, задержанных и переданных полиции нарушителей.
Предложение об отмене аукционов поддержал заместитель начальника отдела организации деятельности в области частной охранной деятельности УЛРР ГУ ГКиЛРР Федеральной службы войск национальной гвардии РФ Алексей Белушкин:
Мы полностью поддерживаем торговые процедуры по охране социальных объектов только в форме открытого конкурса.
Представитель Росгвардии напомнил о 45-м приказе, который является прямым следствием поручения Президента РФ и устанавливает порядок определения начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК). По мнению регулятора, приказ позволит повысить эффективность планирования расходов бюджета и положительно скажется на повышения качества охраны объектов.
Сергей Силивончик, заместитель исполнительного директора СРО Ассоциация «Школа без опасности» выступил за централизованную организацию закупки услуг охраны на уровне муниципалитета или субъекта. Кроме того, он заострил внимание на профессиональной подготовке сотрудников охраны. «Сейчас, при выдаче лицензий охранным предприятиям, мы не видим разницы между охраной стройматериалов и детей. Но в России уже давно есть отдельная профессия – работник по обеспечению охраны образовательных организаций. Есть соответствующий профессиональный стандарт и люди должны получать знания, которые относятся к специфике охраны соответствующих организаций. Считаю необходимым предъявлять требования к профессиональной квалификации работников охраны. Профессиональный стандарт должен предусматривать правовую, тактикоспециальную, психологическую подготовку. Данная практика должна распространяться на все образовательные учреждения, в том числе на спортивные и музыкальные школы», — заявил Сергей Евгеньевич.
Владислав Кучкин, прокурор отдела по надзору за исполнением бюджетного законодательства управления по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации также отметил важность качественных характеристик перед стоймостными и возможность рассмотреть переход с аукционов на конкурсные процедуры: «конкурс, по моему мнению, все-таки позволяет отдать приоритет наиболее квалифицированными, наиболее опытным организациям, которые участвуют на рынке. При этом в качество услуг необходимо заложить: наличие в штате охранной организации по количеству специалистов не менее двух-трех лет, например, либо какого-то определенного срока. Это позволит нам установить, что эта организация на рынке играет достаточно долгое время, что у нее неизменный состав сотрудников, которые прошли в должной степени необходимое обучение».
Заместитель директора Департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Министерства финансов РФ Дмитрий Готовцев отметил, что в последнее время была проведена большая работа по повышению качества охранных услуг. Положительно он высказался о 45-м приказе, который позволяет учитывать все расходы, необходимые для надлежащего оказания услуги. Но в то же время представитель Минфина отметил, что после появления 45-го приказа в Минфин стали поступать жалобы заказчиков на нехватку средств, хотя раньше они получали за меньшие деньги ту же самую услугу, и предложил рассмотреть возможность отмены дополнительных ограничительных мер и предоставить возможность рынку самому все отрегулировать.
Александр Козлов, Президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности «Федеральный координационный центр руководителей охранных структур» — ФКЦ РОС достаточно критично воспринял инициативу представителя Минфина.
«Да, рынок всё расставит по своим местам. Если мы будем руководствоваться только требованиями рынка, то на постах в школах у нас будут работать ранее судимые, потому что им можно платить меньше, и педофилы, которые готовы сами доплачивать, чтобы попасть на этот пост», — отметил Александр Михайлович.
Переходя к основной проблематике круглого стола, Александр Козлов выделил две основные проблемы. Первая – это демпинг, вторая – начальные (максимальные) цены контрактов, не позволяющие исполнять действующее законодательство.
По мнению Александра Михайловича «в охранной отрасли, к сожалению, сформировался целый пул профессиональных демпингеров, которые только потому и захватывают серьезные куски государственного заказа, потому что они профессионально демпингуют, и мы выдавливаем с этого рынка серьезные крупные охранные организации, которые не хотят нарушать законодательство, прежде всего налоговое. И по таким ценам просто работать не хотят и уходят с рынка, а госзаказ не может воспользоваться услугами качественных охранных организаций».
Ни государственный контроль, ни контроль общественный, ни какой-либо иной победить демпинг не позволит, считает Президент ФКЦ РОС.
Александр Михайлович выразил твердую уверенность в том, что демпинг можно победить, только сделав его бессмысленным.
«Мы считаем, что для конкурсов по охране объектов, в отношении которых предъявляются требования к их антитеррористической защищенности, сочетание критериев «цена» и «качество» должно быть изменено таким образом, чтобы критерий «цена» давал 30 баллов, а критерий «качество» — 70 баллов из 100», — отметил он.
«Такое соотношение приведет к тому, что ты можешь упасть хоть на 100%, хоть доплачивать из собственного кармана, ты все рано не выиграешь, если твой конкурент показал лучшее качество. Можно спорить, что включать в эти критерии, но то, что критерий «качество» для охранных услуг должен быть на первом месте, для меня совершенно очевидно», — резюмировал Александр Михайлович.
Александр Козлов отметил сопротивление многих заказчиков применению 45-го приказа. Некоторые из них пришли к странному умозаключению, что если лимита средств на закупку не хватает, то можно этот приказ игнорировать. И, не ощущая несуразности в своих действиях, вписывают цену, которая не позволяет подрядчику исполнять законодательство.
В основе расчетов НМЦК согласно 45-му приказу лежит норма рабочего времени и МРОТ. Формула учитывает доплаты за ночные часы, страховые взносы, общехозяйственные расходы, прибыль, НДС и т.д. Таким образом мы выходим на стоимость человеко-часа, определенного 45-м приказом.
«А представитель Минфина говорит, что может нам стоит опять все «посмотреть-пересмотреть». А что здесь смотреть? Мы обязаны заплатить МРОТ? Извините меня, это Конституция гарантирует гражданину. Налоги обязан заплатить работодатель? Обязан. Прибыль должна быть? Должна. Иначе ФНС предъявит претензии. Что здесь можно вычеркнуть? Ничего», — подчеркнул Александр Михайлович.
Президент ФКЦ РОС еще раз обратил внимание собравшихся на странность позиции Министерства финансов, из которой следует, что «Конституцию можно исполнять, но только в пределах лимита бюджетных средств».
По мнению Александра Козлова, в ситуации, касающейся нехватки лимитов бюджетных средств, есть два варианта решения — «либо пересматривать лимиты, либо уменьшать объемы оплачиваемых часов».
Александр Михайлович также поддержал инициативу по запрету аукционов на закупку охранных услуг. По его твердому убеждению, такие процедуры необходимо проводить исключительно в виде открытых конкурсов, где предусмотрен критерий «качество».
«В региональных исполкомах Народного фронта накоплен значительный опыт мониторингов, есть специалисты, в том числе в вопросах охраны, многие из которых являются бывшими сотрудниками правоохранительных структур, военными и просто родителями, обеспокоенными безопасностью своих детей. Этот ресурс мы точно будем использовать», — отметил Борис Подольный, заместитель руководителя исполнительного комитета Общероссийского народного фронта.
«Вместе с профессиональным сообществом, представителями охранных организаций при методической поддержке Росгвардии и Генпрокуратуры РФ, мы договорились провести общероссийский мониторинг качества оказания данных услуг. Очевидно, что здесь давно пора наводить порядок. Мы должны четко понимать, кто стоит на постах, кто охраняет входы в школы, детские сады и другие образовательные учреждения, есть ли у этих людей соответствующие инструкции и квалификация для осуществления действий, связанных с оперативным реагированием на возникновение возможных экстренных ситуаций. Эта задача, как я уже говорил, не менее важная, чем обеспечение качественного питания в детсадах и школах, потому что в первую очередь речь здесь идет о жизни и здоровье детей. Поэтому в ближайшее время мы проработаем график и структуру данного мониторинга и начнем работу. В конце концов, она может вылиться в соответствующие изменения законодательства, — подытожил координатор Бюро расследований ОНФ, депутат ГД РФ Антон Гетта.
При подготовке публикации использованы материалы
Общероссийского народного фронта и
Пресс-службы СРО Ассоциация «Школа без опасности»
Фото: ОНФ