Резонансное дело с участием компании «Оптовик» Вадима Махеева, которое находится в процедуре банкротства, рассматривает сегодня Елабужский городской суд. Поводом стали результаты проверки ФСБ. На скамье подсудимых – директор ЧОП и бывший начальник службы безопасности торговой сети. Обоим вменяется незаконное предпринимательство, результатом которого стал доход порядка 190 млн рублей за «непонятные услуги» — три года охранное предприятие работало без соответствующей лицензии. Руководитель ЧОП, который сам вошел в реестр кредиторов «Оптовика» (законность предъявляемой суммы сейчас устанавливается в рамках уголовного дела), заявляет о заказном характере дела, адвокат называет его политическим, а гособвинение указывает на затягивание процесса. Представитель потерпевшей стороны просит заключить фигурантов под стражу — якобы те нарушают меру пресечения. Более того, Светлана Долниковская, бывший заместитель гендиректора ООО «Оптовик», рассказывает, что ей поступили угрозы. Подробности дела – в материале Chelny-biz.ru.
«ФОКИН ОДНОЗНАЧНО ОСОЗНАВАЛ, КАКИМ ТРЕБОВАНИЯМ ДОЛЖНА СООТВЕТСТВОВАТЬ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Дело возбуждено Елабужским следственным отделом СУ СКР по РТ 31 мая 2019 года по материалам проверки ФСБ. После трагедии в «Зимней вишне» силовики шерстили охранные предприятия и обнаружили серьезные нарушения в ЧОП, которое обслуживало объекты «Оптовика» — магазины «Камилла» и «Эссен». Как выяснилось, не имело лицензии на антитеррористическую охрану, хотя обслуживала более 20 торговых объектов Вадима Махеева. Эти объекты, к слову имеют первую, вторую и третью категорию потенциальной опасности. Компания бизнесмена проходит по делу как пострадавшая сторона, ведь за три года сотрудничества ЧОП «Монарх+» (ныне ООО «Велор») получило порядка 190 млн рублей.
ЧОП в 2015 году учредил Александр Фокин. Тогда же была получена лицензия на охранную деятельность, однако без необходимого для таких объектов, как у «Оптовика», пункта №7 – где имеет место быть массовое пребывание людей. Собственно, этот факт и стал поводом для уголовного дела: «Монарх+» просто не мог охранять такие предприятия. При этом лицензию Фокин, как утверждают в «Оптовике», вообще получил по поддельному документу о профобразовании. Факт якобы позднее был установлен ЦЛРР Управления Росгвардии по РТ, и приказ о выдаче лицензии тут же признали недействительным.
В «Оптовике» дело называют резонансным и вспоминают свежую трагедию в Казани.
«Преступные действия подсудимых несколько лет представляли угрозу безопасности огромного количества людей и нарушали публичный интерес государства в части антитеррористической защищенности, являющейся одной из приоритетных задач, – прокомментировали Chelny-biz.ru в компании. – Результат аналогичной преступной деятельности – только что произошедшая трагедия в Казани, трагедия в ТЦ «Зимняя вишня», произошедшая в марте 2018 года, и многие другие, когда под видом обеспечения охраны в местах массового пребывания людей осуществляется преступная псевдо охранная деятельность, не соответствующая ни антитеррористическим требованиям и навыкам, ни публичным интересам государства».
«Действия подсудимых несколько лет представляли угрозу безопасности огромного количества людей»
В момент, когда договор с ЧОП был заключен, службу безопасности «Оптовика» возглавлял Олег Есьмуков – второй обвиняемый по уголовному делу. В компании Махеева уверены, что он содействовал Фокину, ведь мужчина, кроме того, был главой юридической службы, через которую и проходит вся правовая документация предприятия.
«Фокин однозначно осознавал, каким требованиям должна соответствовать антитеррористическая деятельность, и какая лицензия должна быть для такого вида услуг, а также какие последствия могут наступить в случае не обеспечения этих требований, – подчеркивают в «Оптовике». – Факт отсутствия у ООО «Велор» лицензии на антитеррористическую деятельность однозначен и материалами уголовного дела подтвержден. Незаконная деятельность предприятия, создающая риск возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций могла привести к огромным человеческим жертвам и необратимым последствиям в случае возникновения ситуации, аналогичной тем, что произошли в ТРЦ «Зимняя вишня» в Кемерово и в казанской школе, обернувшиеся катастрофой. Учитывая стратегию государства в части национальной безопасности и общественный интерес к проблеме антитеррористической защищенности, в целях формирования устойчивого уважения к закону и повышения доверия к правосудию и власти, подобные уголовные дела должны рассматриваться особо пристально, объективно и прозрачно, не допуская какого-либо давления и противостояния, особенно со стороны обвиняемых», – такова позиция ООО «Оптовик».
Руководитель ЧОП, стоит добавить, обращался в прокуратуру Татарстана с жалобами о незаконности возбуждения уголовного дела, однако по результатам проверки ему отказали. Фигуранты сейчас заявляют, что дело заказное, а потерпевшая сторона утверждает о поступающих угрозах в свой адрес.
«РЕЧЬ ИДЕТ НЕ О КАКОЙ-ТО РЕАЛЬНОЙ УГРОЗЕ. ОНИ ПРОСТО ХОТЯТ УСТРАНИТЬ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ ПИШЕТ НА НИХ ЗАЯВЛЕНИЯ»
С сентября 2020 года дело находится в Елабужском городском суде, но до сих пор не дошло до рассмотрения по существу. Так, сейчас решается вопрос об изменении меры пресечения Александру Фокину и Олегу Есьмукову. Обоим вменяются пункты «а» и «б» части второй статьи 171 УК РФ – «незаконное предпринимательство, совершенное организованной группой, сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере».
Потерпевшая сторона просит заключить под стражу обоих обвиняемых. Сейчас Есьмуков под подпиской о невыезде, у Фокина – обязательство о явке. Основание — нарушение меры пресечения, а также угрозы, психологическое воздействие, о которых заявила представитель ООО «Оптовик» Светлана Долниковская. 25 мая в зале суда во время перерыва Есьмуков, как сказано в ее ходатайстве, в присутствии прокурора и секретаря заседания, угрожал убийством «или причинением тяжкого вредя здоровью»: «Ты влезла в мою жизнь, поплатишься за это». Долниковская восприняла эти угрозы как вполне реальные и опасные для жизни и здоровья. Обвиняемые все отрицают и связывают ее ходатайство с арбитражным делом о банкротстве «Оптовика».
– Сведения, изложенные Светланой Долниковской, по моему мнению, являются ложными и не соответствуют действительности. Ни я, ни Есьмуков ей не угрожали, – заявил суду Александр Фокин. – Никаких угроз я ей не высказывал, психологического воздействия не оказывал. Судебными приставами обеспечивается порядок в зале суда. Она по указанному факту не обращалась. Кроме того, по заявлению в отделе МВД по Елабужскому району проведена проверка и вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Речь идет не о какой-то реальной угрозе. Они просто хотят устранить человека, который пишет на них заявления, который участвует с ними в Арбитражном суде. Мы принимаем активное участие в процессе банкротства, а они пытаются препятствовать этому, решить свои вопросы, злоупотребляя правом в данном процессе.
Подсудимый вошел в реестр кредиторов «Оптовика». К слову, сейчас он, согласно системе «Контур Фокус», занимается арендой и лизингом автомобильного транспорта и оборудования. За ним числится действующее ООО «Матэрис», а также он зарегистрирован как индивидуальный предприниматель.
– Я считаю данное дело заказным, направленным на нанесение ущерба мне и моим организациям. Существуют судебные акты, подтверждающие, что именно ООО «Оптовик» имеет задолженность перед ООО «Велор», директором и учредителем которого я являюсь. Считаю, что с помощью этого уголовного преследования они пытаются изменить ход арбитражного производства, повлиять на гражданские дела.
Второй обвиняемый, Олег Есьмуков, тоже доказывал, что не угрожал Долниковской. И тоже связывал ходатайство о мере пресечения с банкротными делами «Оптовика». Долниковская заявила, что «изложенные доводы абсолютно не соответствуют фактам».
Оба подсудимых просили приобщить к материалам ряд документов, в том числе по другим процессам. Прокурор заметила, что они постоянно пытаются расширить рассматриваемое уголовное дело и затянуть процесс. В итоге им было отказано.
«ЗАЯВЛЯЯ О ЗАКАЗНОМ ХАРАКТЕРЕ, АДВОКАТ ОБВИНЯЕТ ОРГАНЫ УФСБ В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПНЫХ ДЕЙСТВИЙ»
Известный в Набережных Челнах адвокат Евгений Макаров, защищающий Олега Есьмукова, заявил, что дело носит политический заказной характер.
– Потерпевшей стороне может нравиться или не нравиться, что мой подзащитный Есьмуков, а также Фокин активно и эффективно осуществляют свою защиту в судебном заседании. Хотелось бы пояснить, что документы, которые они просят приобщить к делу, имеют прямое отношение к ходатайству так называемой потерпевшей стороны. Не секрет, что оно изначально носило заказной характер, вызвано коммерческими разборками между хозяйствующими субъектами. «Оптовик» не хотел оплачивать услуги, которые были оказаны со стороны ЧОП «Монарх+» (в настоящее время «Велор»). Естественно, в рамках данных взаимоотношений, в рамках данных разбирательств у Долниковской к моему подзащитному и Фокину имеется неприязненное отношение. Ну, наверное, как и у них к ней. Данное ходатайство ничем не обосновано, никаких доказательств не предоставлено. Аудио- и видеозаписей нет. Долниковская в данном случае имеет цель исключить осуществление активной защиты со стороны моего подзащитного и Фокина не только по данному делу, но и по другим – и в Арбитражном суде, где «Велор» является кредитором «Оптовика», а также по уголовному делу в отношении неустановленных лиц, контролирующих на тот момент ООО «Оптовик». Дело носит политический заказной характер.
– Адвокат Макаров либо не знаком с материалами уголовного дела, либо намеренно пытается ввести в заблуждение суд по поводу заказного характера дела, – ответила Светлана Долниковская. – Оно возбуждено не по заявлению ООО «Оптовик», а по материалам проверки УФСБ по Набережным Челнам. Да, «Оптовик» потом был признан потерпевшим, причем постановлением прокурора республики Илдуса Нафикова. Соответственно, заявляя о заказном характере, адвокат обвиняет органы УФСБ в совершении преступных действий. Также, я считаю, он обвиняет и следственные органы, и прокуратуру, поскольку они рассматривали дело и сделали выводы о наличии состава и события преступления, а не представителями потерпевших, – заметила она и заявила, что угроза в ее адрес действительно была. – Ее реальность воспринята мной серьезно. Свидетели есть.
Представители потерпевшей стороны – ООО «Оптовик» – доказывали также, что Фокин и Есьмуков нарушили условия действующей меры пресечения (а этот как раз влечет заключение под стражу). Так, Есьмуков, находясь под подпиской о невыезде, неоднократно выезжал за пределы места регистрации без разрешения суда. Что касается Фокина – на его имущество был наложен арест с запретом голосования на собрании кредиторов МПО «Иншаат». Однако 11 июня Фокин, сообщили представители «Оптовика», нарушил меру пресечения в виде запрета на совершение определенных действий, и проголосовал на собрании. Для доказательства даже попросили допросить свидетеля. Судья не стала отказывать. Мужчина рассказал, что Фокин действительно присутствовал и голосовал. Тот в свою очередь отметил, что участие в собрании кредиторов само по себе нарушением не является. Мера пресечения предусматривает другие ограничения. Есьмуков же настаивал, что ему было запрещено выезжать только за пределы республики, а он этого не делал.
Чтобы докопаться, были ли угрозы 25 мая в зале суда, обе стороны поддержали ходатайство истребовать видеозапись процесса. Однако судья отказала, пояснив, что запись в архиве не сохраняется. А аудиозапись в перерыве не ведется.
Судья так и не приняла решение по ходатайству о мере пресечения, объявив перерыв.