Минздрав РФ утвердил новую форму сертификата о вакцинации от коронавируса
16.12.2021
Система FacePay заработала на всех станциях метро Москвы
16.12.2021

Если в школу зашли с ружьем…

«Тагильский рабочий» встретился с руководителем школы личной безопасности «Штурм», участником контртеррористических операций, майором полиции в отставке Андреем Малининым. Речь шла о том, как обеспечить безопасность ребенка.


— Во-первых, родители должны быть образцом безопасного поведения. Дети инстинктивно смотрят на них. А зачастую взрослые крайне безответственны. Во-вторых, ребенок никогда не должен вступать в контакт, разговор с незнакомым человеком.

В-третьих, о проблемах нельзя молчать. Не надо утаивать конфликты в школе. Если есть такая ситуация, наблюдается агрессия, то бездействие пагубно. Особенно если школьник произносит экстремистские высказывания, угрозы, — сказал тогда (встреча происходила в начале сентября, в преддверии Дня солидарности в борьбе с терроризмом — прим.ред.) Андрей.

Как будто знали. 20 сентября произошла трагедия в Перми. Погибли люди.

Ветераны из «Боевого братства» ранее проводили уроки безопасности в школах, ссузах. Говорили больше о личной безопасности, взрывчатых устройствах. Сейчас – в большей мере о действиях при стрельбе.

Мы посетили один из таких уроков для педагогов. Почему именно им рассказывают и показывают действия? На них больше ответственности, в силу жизненного опыта они смогут быстрее отреагировать на ситуацию и сумеют организовать школьников, студентов.

Где он, «безопасный угол»?

Первое, о чем говорит Андрей: услышали звуки выстрела, крики – сохраняйте «холодный» ум. Никакой паники. Необходимо закрыться в кабинете, на входе можно и нужно соорудить баррикаду из парт.

Зачем? Как показывает практика, в закрытые кабинеты преступники (а именно так Андрей Малинин называет студентов, пришедших в образовательное учреждение с оружием) не вламываются.

Где спрятаться? В безопасном углу. В каждом кабинете он есть. Это место, противоположное окнам, слева или справа от входа. Преступник заходит и, в первую очередь, смотрит прямо, затем переключается на окна, а потом только проверяет углы.

В закрытом кабинете нужно присесть, не ложиться и не стоять в полный рост. Обязательно выключить звук на телефонах, говорить шепотом. Со стороны должно казаться, что внутри никого нет.

Передвигаться перед забаррикадированной дверью нельзя. Даже если она металлическая, пули легко ее пробьют. Педагогу нужно подготовить большой лист бумаги, написать на нем примерно такой текст: «Спасите! Здесь учитель и дети. Нас 20 человек» и аккуратно разместить на окне. Так сотрудникам будет видно, что в помещении находятся люди.

— Мальчики должны прикрывать девочек и быть готовыми к бою, — продолжает Андрей.

— К бою?

— Да, нужно взять стул и в случае прорыва преступника быть готовым его применить. Даже если в него прилетит два элемента мебели, он на момент опешит. Будет время либо эвакуироваться, либо обезвредить.

— А если кто-то стучится в дверь?

— Ни в коем случае не открываем. В Перми студенты сидели в запертом кабинете полтора часа после нападения – никому не открывали. Только убедившись, что за дверью сотрудники полиции, спецслужб, спасатели, можно выходить.

— И как это определить?

— Спокойный разговор. Рации будут работать. Поверьте, они очень громкие. Сразу можно понять.

Куда бежать?

— Если есть возможность эвакуироваться, надо ею пользоваться, — говорит ветеран, — Но убедитесь в том, что на улице безопасно. Выключите свет в кабинете, сбоку подойдите к окну и аккуратно выгляните. Потом переползите на другую сторону окна и осмотритесь там.

— И куда бежать?

— Инстинктивно люди бегут от здания. Этого нельзя делать. Преступник может вас увидеть и открыть огонь из окна. Нужно бежать вдоль здания.

Андрей приводит страшный пример. Школа в Беслане. Когда прогремел взрывы, заложники выбегали из здания и бежали от него. Террористы открыли огонь. 29 человек погибло.

Ситуация: если нападение застало вас не в кабинете, а в коридоре. Естественно, надо бежать. И бежать не по центру коридора, а вдоль дверей кабинетов.

— Бегущий по центру – легкая мишень. Преступники стреляют, даже не целясь, от бедра, — продолжает Андрей.

И самая сложная ситуация, когда бежать поздно – если столкнулись лицом к лицу с вооруженным преступником. Нужно сократить дистанцию и попытаться выбить, выхватить ружье из рук.

Как говорит Андрей, большинство нападавших не были спортсменами. Щуплого юношу реально обезвредить даже без специальной подготовки.

Раскрывает «болевую точку»: если ударить преступника в основание большого пальца, то он точно не сможет ничего удержать в руке.

В чем причина?

— После каждой трагедии поднимается вопрос об усилении охраны, вводе новых ограничений для владельцев оружия, ужесточении мониторинга.

— Я считаю, что нужно работать с молодежью, — говорит Андрей. – В советское время не было никаких охранников в школах – и спокойно же жили. Нужно не рамки создавать, а целенаправленно искоренять проблемы.

Может действительно, помимо ужесточения норм и правил, нужно пересмотреть подход к подрастающему поколению. Заметьте, в приведенной хронике нападений в образовательных учреждениях везде фигурируют юноши. Так почему именно молодые люди берутся за оружие?

Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований ИОН РАНХиГС Кирилл Хломов отмечает:

— Сегодня подросткам очень трудно найти себя, сформировать личную траекторию развития, найти применимые к жизни идеалы. Поэтому отчасти такой радикальный шаг — попытка молодых людей обрести какой-то смысл. В сочетании с обидой, отчаянием и чувством несправедливости такое послание становится своего рода требованием к изменению социального устройства.

В современной России проходят изменения гендерных ролей. Традиционный, маскулинный тип мужчины среди молодежи в интернет-пространстве «не в фаворе». Отчасти меняются и идеалы, ценности. Даже когда на лекции Андрей Малинин сказал, что юноши должны защищать девочек при нападении, в аудитории не ощущалось одобрение. Хотя это кажется простым и понятным, общепринятым.

Комментарии закрыты.